Неточные совпадения
Сквозь все это мутное и угнетающее скукою раза два мелькнул
Иноков с голодным, суровым, лицом. Он целый вечер грубо и сердито рассказывал о
монастырях, ругал монахов глухим голосом...
В теснившейся в келье усопшего толпе заметил он с отвращением душевным (за которое сам себя тут же и попрекнул) присутствие, например, Ракитина, или далекого гостя — обдорского
инока, все еще пребывавшего в
монастыре, и обоих их отец Паисий вдруг почему-то счел подозрительными — хотя и не их одних можно было заметить в этом же смысле.
Из монахов находились, даже и под самый конец жизни старца, ненавистники и завистники его, но их становилось уже мало, и они молчали, хотя было в их числе несколько весьма знаменитых и важных в
монастыре лиц, как например один из древнейших
иноков, великий молчальник и необычайный постник.
Ведь там в
монастыре иноки, наверно, полагают, что в аде, например, есть потолок.
И давно уже не бывало и даже припомнить невозможно было из всей прошлой жизни
монастыря нашего такого соблазна, грубо разнузданного, а в другом каком случае так даже и невозможного, какой обнаружился тотчас же вслед за сим событием между самими даже
иноками.
Но старшие и опытнейшие из братии стояли на своем, рассуждая, что «кто искренно вошел в эти стены, чтобы спастись, для тех все эти послушания и подвиги окажутся несомненно спасительными и принесут им великую пользу; кто же, напротив, тяготится и ропщет, тот все равно как бы и не
инок и напрасно только пришел в
монастырь, такому место в миру.
Из таковых, например, была даже самая эта закоренелая вражда к старчеству, как к зловредному новшеству, глубоко таившаяся в
монастыре в умах еще многих
иноков.
Так как наш странник доплыл в своем рассказе до последней житейской пристани — до
монастыря, к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен, и так как ему здесь, казалось, все столь благоприятствовало, то приходилось думать, что тут Иван Северьянович более уже ни на какие напасти не натыкался; однако же вышло совсем иное. Один из наших сопутников вспомнил, что
иноки, по всем о них сказаниям, постоянно очень много страдают от беса, и вопросил...
Он хотел даже обратить дворец в
монастырь, а любимцев своих в
иноков: выбрал из опричников 300 человек, самых злейших, назвал их братиею, себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиархом; дал им тафьи, или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые, золотом блестящие кафтаны с собольею опушкою; сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного.
Мы божии старцы,
иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню христианскую на
монастырь.
Во все это время, укрываясь от суда, он путешествовал по разным далеким и близким
монастырям, где ему, по большей части, добрые
иноки были рады.
Теперь третийпостоянный
инок нашего
монастыря — наш корпусный доктор Зеленский.
Инок Гермоген с радостью встретил подмогу, как и вся монашеская братия. Всех удивило только одно: когда
инок Гермоген пошел в церковь, то на паперти увидел дьячка Арефу, который сидел, закрыв лицо руками, и горько плакал. Как он попал в
монастырь и когда — никто и ничего не мог сказать. А маэор Мамеев уже хозяйничал в Служней слободе и первым делом связал попа Мирона.
Мятежники пускали в
монастырь стрелы с подметными письмами, в которых ругали игумена Моисея.
Иноки отписывались и называли мятежников ворами.
— Эй, Гермоген, побойся бога, не проливай напрасной крови… Келарь Пафнутий давно бы сдал нам
монастырь и братия тоже, а ты один упорствуешь. На твою голову падет кровь на брани убиенных. Бог-то все видит, как ты из пушек палишь. Волк ты, а не
инок.
Благоуветливые
иноки только качали головами и в свою очередь рассказали, как из
монастыря пропал воевода, которого тоже никак не могли найти. Теперь уж совсем на глаза не показывайся игумену: разнесет он в крохи благоуветливую монашескую братию, да и обительских сестер тоже. Тужат монахи, а у святых ворот слепой Брехун ведет переговоры со служкой-вратарем.
Инок Гермоген не спал сряду несколько ночей и чувствовал себя очень бодро. Только и отдыху было, что прислонится где-нибудь к стене и, сидя, вздремнет. Никто не знал, что беспокоило молодого
инока, а он мучился про себя, и сильно мучился, вспоминая раненых и убитых мятежников. Конечно, они в ослеплении злобы бросались на
монастырь не от ума, а все-таки большой ответ за них придется дать богу. Напрасная христианская кровь проливается…
Особенно донимал игумен
инока Гермогена, которого возненавидел за защиту
монастыря.
Опустел Прокопьевский
монастырь, обезлюдела и Служняя слобода. Монастырские крестьяне были переселены на Калмыцкий брод к новому
монастырю, а за ними потянули и остальные. Но новый
монастырь строился тихо. Своих крестьян оставалось мало, да и монастырская братия поредела, а новых
иноков не прибывало. Все боялись строгого игумена и обегали новый
монастырь.
Сцена в
монастыре между летописцем Пименом и
иноком Григорием произвела глубокое впечатление на всех простотою, силою и гармонией стихов нерифмованного пятистопного ямба; казалось, мы в первый раз его услышали, удивились ему и обрадовались.
Марфа Петровна с своей стороны делала приношения тоже более ценные по усердию, нежели по чему иному; она посылала в
монастырь розовую и мятную воду, муравьиный спирт, сушеную малину (
иноки, не зная, что с ней делать, настаивали ее пенным вином), несколько банок грибов в уксусе, искусно уложенных, так что с которой стороны ни посмотришь, все видно одни белые грибы, а как ложкой ни возьмешь, все вынешь или березовик или масленок.
Это — маленькая историйка, но я думаю, что ее тоже, пожалуй, можно примкнуть к рассказам «о трех праведниках». Так говорил мне почтенный старец, со слов которого я записал рассказ об
иноках кадетского
монастыря, а теперь в виде post-scriptum записываю еще одно последнее сказание.
А через шесть токмо дней по поставлении от всякого священнодейства запретил, понеже при вступлении во священный сан тот Спиридоний утаил, что был в Малиноостровском
монастыре [Черниговской губернии.]
иноком у единоверцев и тамо, отрекшись древлего благочестия, волею давал никонианам подписку в отступлении от правоверия.
— Отче святый! Из какого будете
монастыря? — спросил он, равняясь с
иноком.
Про Иргиз говорили: знаком был он матери Манефе; до игуменства чуть не каждый год туда ездила и гащивала в тамошних женских обителях по месяцу и дольше… Василий Борисыч также коротко знал Иргизские
монастыри. Долго он рассуждал с Манефой о благолепии тамошних церквей, о стройном порядке службы, о знаменитых певцах отца Силуяна, о пространном и во всем преизобильном житии тамошних
иноков и стариц.
Келейные матери и белицы были почти изо всех обителей,
иноков мало, и то все такие, что зовутся «перехожими» [Перехожими старцами зовут старообрядских монахов, живущих не в
монастырях, а по домам в селениях.
Во время «Соловецкого сиденья», когда царский воевода Мещеринов обложил возмутившихся старообрядцев в
монастыре Зосимы и Савватия и не выпускал оттуда никого, древний старец инок-схимник Арсений дни и ночи проводил на молитве перед иконой Казанской Богородицы.
Рассказывали, что та икона во время патриарха Никона находилась в Соловецком
монастыре и что во время возмущения в среде соловецкой братии, когда не оставалось более никакой надежды на избавление обители от окруживших ее царских войск, пред ней на молитве стоял дивный
инок Арсений.
Ловкий
инок в гору пошел при новом владыке и через малое время был поставлен в игумны Княж-Хабарова
монастыря.
Несколько человек подвинулись к офицерам, которые, не теряя ни малейшей тени серьезности, повторили свой вопрос братии, но никто из
иноков тоже не знал «отца Строфокамила». Один только сообразил, что он, верно, грек, и посоветовал разыскивать его в греческом
монастыре на Подоле.
Он хотел даже обратить дворец в
монастырь, а любимцев своих — в
иноков: выбрал из опричников 300 человек самых злейших, назвал братиею, а себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиэрхом; дал им тафьи или скуфьи и черные рясы, под коими носили они богатые золотые, блестящие кафтаны с собольей опушкою: сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного.
— Невидимая рука Божия привела меня в это тихое и уединенное пристанище, — отвечал отец Зосима, — предместник мой, святитель Савватий, бывший
инок Кириллова-Белозерского
монастыря, искал пустыни, где бы мог укромно возносить молитвы свои к престолу Всевышнего и безмятежно кончить дни свои, пустился странствовать с духовным братом своим Германом.
Опечатали церкви,
монастыри в городе и окрестностях, связали
иноков и священников, взыскали с каждого из них по двадцать рублей, а кто не мог заплатить сей пени, того ставили на правеж: всенародно били, секли с утра до вечера.
Он хотел даже обратить дворец в
монастырь, а любимцев своих в
иноков: выбрал из опричников 300 человек, самых злейших, назвал их братнею, себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиархом, дал им тафьи, или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые, золотом блестящие кафтаны с собольею опушкою; сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного.
Шумский пришел в церковь. Служба только что началась. Его поразил необыкновенный напев
иноков Юрьева
монастыря — они пели тихо, плавно, с особенными модуляциями. Торжественно и плавно неслись звуки по храму и медленно замирали под высокими его сводами. Это был не гром, не вой бури, а какой-то могущественный священный голос, вещающий слово Божие. До глубины души проникал этот голос и потрясал все нервы.
Он хотел даже обратить дворец в
монастырь, а любимцев своих в
иноков: выбрал из опричников триста человек, самых злейших, назвал их братнею, себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиархом; дал им тафьи, или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые золотые блестящие кафтаны; сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного.
— Предместник мой, святитель Савватий, бывший
инок Кирилло-Белозерского
монастыря, искал пустыни, где бы мог укромно возносить молитвы свои к престолу Всевышнего и безмятежно кончить дни свои, пустился странствовать с духовным братом своим Германом.
В прологах патриаршей печати, которые полнее нынешних и потому интереснее, приведен один случай, где дьявол в своем собственном виде гонялся по
монастырю за
иноком, «имея огон (хвост) столь долгий, что аж сшибал оным с неба облаки».
Порою «утекательство» попов,
иноков и инокинь ожесточалось до того, что они поднимались станом из разных
монастырей, как бы скликнувшись, чтобы всем бежать вместе в одно время и на условный пункт.
Кирилл переносил описанное мучительное состояние всего только шесть дней, в течение коих
иноки Пафнутиева
монастыря не могли еще его остричь под куколь, а 9-го того же июля настоятелю
монастыря, архимандриту Дорофею, прислан из св. синода указ, коим «велено, не чиня попу Кириллу невольного пострижения, выслать в Москву во св. синод для освидетельствования», а вместе потребовано о нем в синод и подлинное дело.
Случалось, что
иноки уходили из
монастырей с значительною покражею и святотатственного характера.